Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ.
Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 1996 году, проработав в общей сложности 12 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости», «Квартира. Ру», «Магистрат» (ИНТЕКО). Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.
Беда, как водится, крадётся незаметно. Почти год назад властью было принято Распоряжение № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда».
Распоряжение как распоряжение: «комплекс мер», «мониторинг», «перечень аварийных зданий»… Однако резанула ухо такая фраза — «привлечение внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».
Что это за «внебюджетные средства»? Если не государственные, то, выходит, это деньги частных лиц (жителей аварийного дома) или каких-то благотворительных фондов?
Прошло время, и на свет появилось Распоряжение от 22 августа 2014 года № 1604-р. Оно как раз напрямую касается предыдущего документа и предусматривает разработку нормативных правовых актов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Поставленная в постановлении задача — повышение эффективности расходования денежных средств из бюджетов при переселении.
Переводя с канцелярского на обычный язык получаем: ставится задача экономии бюджетных средств. То самое «привлечение внебюджетных средств» попросту говоря.
Чтение нового документа уже не просто режет уши. Тут пора звонить в колокола.
Итак, в двух словах. Намечен такой механизм изыскания «внебюджетных средств»: граждан выселяют из аварийного дома в социальное жильё по договору найма. Поступления от аренды идут на рефинансирование восстановления жилфонда (снос/строительство или капремонт). Если арендных поступлений хватит, то через энное количество лет граждане вернутся на старое место жилья.
А если не хватит? Причём, скорее всего не хватит. В качестве второго варианта собственникам предложат самостоятельно заняться ремонтом/восстановлением, т. е. за свои накопления или кредиты. Предполагают ещё и такой вариант — поискать внешних инвесторов под это дело. Но инвесторы, понятно, захотят квартиры за такую помощь.
А если граждане и денег не соберут и инвестора не изыщут?
На этот счёт есть такой пункт в документе: расчет выкупной цены жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным, с учетом стоимости доли в земельном участке, на котором расположен такой дом. Что означает следующее: граждане остаются в арендном фонде, а за их собственность им выдадут соответствующие доли выкупной цены.
Наивные граждане зададут вопрос, мол, речь о рыночной цене? Нет, дорогие, — речь лишь о выкупной цене по соответствующей узаконенной методике. Не нравится такая цена? Ничего не поделать, закон есть закон, лишних денег в бюджете нет. Получите то, что причитается.
Одним словом, новое постановление ведёт речь о разработке конкретных механизмов возложения на плечи граждан расходов по реновации/восстановлению аварийного жилья. Это раньше бюджет был настолько щедр, что людей попросту расселяли в имеющийся резервный жилфонд с правом собственности на него. Да, люди бухтели и ныли, что мало дали метров, что район хуже и всё такое прочее.
Теперь всё будет проще: есть деньги или инвесторы — есть разговор, останетесь на своём старом месте. Нет денег — соцнайм вам подмога, да отступные-выкупные. Социализм закончился.
Комментировать