Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ. Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 1996 году, проработав в общей сложности 12 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости», «Квартира. Ру», «Магистрат» (ИНТЕКО). Сейчас занимает должность начальника отдела маркетинга ИСК ФОРТ.
Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.
В современных агломерациях действуют новые правила, а проверенных рецептов нет. Москве неизбежно придётся принять этот вызов.
Теперь мы будем жить по-новому
Московский урбанистический форум (МУФ), пожалуй, уникальное в своём роде мероприятие. ОН формирует повестку в развитии нашего города на ближайшие год-два, а то и три. Именно здесь впервые можно услышать от власти то, как она видит (и реально планирует!) перспективы и траектории движения Москвы и прилегающих территорий.
Действительно, именно на прошедших МУФах мы впервые услышали об урбанистическом подходе, о новой парадигме городского транспорта, о реконструкции и реиндустриализации. Все эти практики вскоре горожанам пришлось прочувствовать на себе.
Однако, так или иначе, речь тогда шла о внутренних делах города. О том, как и куда его двигать, как обустраивать и переустраивать.
Повестка МУФа-2017 неожиданно оказалось принципиально другой. Во-первых, речь зашла о московской агломерации в целом. А это, между прочим, не только Новая Москва, но и Московская область и, по большому счету, часть прилегающих областей, которые неизбежно оказались втянуты в жизнь крупнейшей в стране агломерации.
Во-вторых, прозвучал ряд программных выступлений, где московская агломерация рассматривалась в глобальном ключе – как законный субъект целого списка мировых агломераций, в числе которых и Токио, и Лондон, и Париж, и молодые азиатские «тигры», особенно агломерации Китая.
По сути, состоялся выход за пределы Москвы как таковой и даже за пределы Российской Федерации как государства. Впервые, рассматривались глобальные городские проблемы в контексте международной практики.
Что же такое Московская агломерация
То, что административные границы города совершенно не совпадают с границами влияния Москвы и границами практического хозяйствования, стало понятно ещё полтора-два десятилетия назад. Однако административная инерция не позволила совершить тогда самый первый шаг – это соединить Москву и Московскую область в единый административно-хозяйственный субъект. Этот шаг в должной мере не совершён и поныне. Слабым отголоском является лишь присоединение части Подмосковья к столице, случившееся пять лет назад.
Ощутимая часть проблем, с которыми сталкивается московская агломерация – это следствие упомянутого разрыва. Здесь и неконтролируемое маятниковое движение рабочей силы, и перегрузка вылетных трасс, и невзаимоувязанное строительство жилых микрорайонов.
Как отметил на форуме мэр столицы Сергей Собянин, драйвером экономического роста агломерации становится опережающее развитие инфраструктуры. Инфраструктура – это связь всех элементов агломерации в единое целое. Наибольшие усилия сейчас прикладываются в Старой Москве, затем идёт Новая Москва, и лишь в самом конце – Подмосковье. Однако, как заметил мэр, на межрегиональном уровне создан Координационный совет по развитию, в рамках которого оперативно решаются назревшие проблемы, в том числе транспортные.
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв отметил: «Поиск взвешенной грамотной стратегии развития мегаполиса – важнейшая общая задача, для всех очевидно, что Москва и Московская область – единая территория и нам нужна консолидированная позиция».
Пути агломерации
Мы уже столкнулись с целым перечнем проблем, которые вызвал рост московской агломерации. Здесь не только транспорт и пробки. Стала нормой интенсивная ротация рабочей силы, к примеру, сотрудники столичных фирм живут в Твери и каждое утро садятся на «Ласточку», оказываясь через час-сорок на площади трёх вокзалов. Возникли проблемы общей безопасности, как самих граждан, так и созданной инфраструктуры.
Москва во-многом повторяет опыт лидирующих агломераций мира, в первую очередь, испытывая проблемы роста. Как заметил один из докладчиков, Рудигер Аренд, мировой опыт показывает: в среднем эффективность управления с каждым удвоением населения агломерации падает на 6%. Происходит фрагментация её жизни. Мы это наблюдаем на примере отрыва локальных социумов – у нас своей особой жизнью живут гастарбайтеры, старшее поколение оказывается выключенным из активной жизни города, а молодёжь стала неизведанной аудиторией для власти, которая робко пытается выстроить хоть какой-то диалог.
Рост – это не только проблемы. Мэр Сергей Собянин высказался так: «мы живем в эпоху беспрецедентного роста городов, которые станут драйверами развития экономики в целом», Москва с его точки зрения – это локомотив экономики страны в целом, являющийся ключевым донором бюджета РФ. Вклад в ВВП страны превысил 25%, при том здесь живёт около седьмой части населения страны.
Фактически, московская агломерация берёт на себя ключевую роль и ответственность в стране. Более того, она вступает в прямые взаимоотношения с другими ведущими агломерациями мира, минуя государственные границы.
Таким образом, прошедший МУФ устанавливает новое видение перспективы развития столицы и всей её агломерации. Одни из важнейших аспектов – это перманентный рост и глобализация, что порождает не только риски и проблемы, но и новые возможности. Москва получила шанс оказаться в числе мировых лидеров, то есть, сделать тот шаг, который не смогла сделать страна в целом за прошедшие два с половиной десятилетия.
Комментировать