Москва-река должна стать территорией для жизни, — такой курс пару лет назад был взят Правительством Москвы. В декабре 2014 года завершился архитектурный конкурс, в котором выбрали наилучшую концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки. Окончательная доработка проекта должна пройти до апреля 2015 г. Редакция портала KVARTIRAvMOSKVE.ru знакомит читателей с этим проектом.
Проект развития Москвы-рекиПобедитель конкурса: архитектурное бюро «Проект Меганом» (Россия, Москва) Доработка и утверждение проекта НИИ Генплана Москвы: к апрелю 2015 г. Реализация в три этапа: 2017 — 2025 — 2035 гг. |
Ключевая идея концепции состоит в системе связанных портовых узлов, которые выстроятся вдоль реки и будут служить «перевалочными пунктами». Как отмечает Анна Камышан, менеджер бюро «Проект Меганом», портами станут уже сформировавшиеся на реке центры притяжения. Однако пока они недостаточно приспособлены для прогулок и проведения досуга. Так же что бы Москва-река стала единой системой, а не разрозненными участками, предложено развивать водное сообщение. Осталось только найти наиболее эффективное и оптимальное решение для этой идеи.
В проекте были выделены порты городского масштаба (11 пунктов) и районного (26 пунктов).
К первой категории причислены Строгинская и Мневниковская поймы, ММДЦ, Кремлевская набережная, ЗИЛ, Капотня. Для них уже разработаны детальные планы по преобразованию, которые сделают их самыми насыщенными и функциональными участками Москвы-реки. Выбранные пункты соответствуют ключевому аспекту — соприкосновению города с водой. От них и пойдет развитие всей территории вдоль реки.
Карта будущих центров притяжения и ближайших жилых комплексов на берегу Москвы-реки
Планируемые преобразования
Первое, что требуется — улучшить и разнообразить транспортную доступность набережных. «Меганом» тщательно изучил текущее состояние ведущих к реке дорог и актуальность разных видов общественного транспорта в той или иной зоне. В Строгинской пойме и ЗИЛе, например, превалирует востребованность в доступности подземным и наземным транспортом, а в центре города предполагается активное развитие велосипедных маршрутов.
Вторая задача — активировать и развить преимущества каждого порта, прекратив их в культурно-досуговые центры и привлечь внимание горожан к реке.
Строгинская пойма
Строгинская пойма — это будущая активная спортивная и экологическая зона. В пределах городской черты теперь станет доступно многообразие видов спорта, как летних, так и зимних.
Сегодня в этом районе есть разрозненные частные учреждения — теннисные корты, спортивный комплекс и площадки для зимних видов спорта. Летом 2014 г. была благоустроена часть пляжа. Реконструкции предшествовал снос незаконных построек на территории Строгинской поймы, о чем заявлял Владимир Говердовский, префект СЗАО.
Это благополучный зеленый район с интересным ландшафтом, благодаря которому можно создать уникальное по эстетике и инфраструктуре место. По задумке бюро «Проект Меганом» несколько активных участков района планируется соединить водным транспортным сообщением и, где это возможно, изящными пешеходными мостами.
Жители района, однако, обеспокоены тем, что тихий зеленый уголок — главное достояние района — превратится городской парк и станет слишком оживленным. Аргументируют это тем, что в Строгино и в районе Павшинской поймы сегодня в стадии строительства находится много масштабных проектов жилых комплексов — и в будущем все их обитатели вместе с приезжающими погулять по новой набережной создадут транспортный коллапс. Но тут, скорее всего, любителям тишины и уединения придется уступить — территория нуждается в эффективных преобразованиях, которые помогут раскрыть ее потенциал и сделать отдых там более комфортным и культурным. Ближе всего к новому центру притяжения находятся ЖК «Янтарный город», «Олимпия», «Алые паруса» и ЖК «Континенталь» в р-не Хорошево-Мневники.
Мневниковская пойма
Не спроста Мневниковская пойма была выбрана одним из ключевых центров в проекте развития Москвы-реки. Тут по плану утверждено строительство Парламентского центра, которое будет сопровождаться благоустройством набережных, развитием инфраструктуры и транспортного сообщения.
Сегодня эта территория занята незаконно построенным бетонным заводом, против которого уже долгое время выступают местные жители. Наконец, процесс вроде бы сдвинулся с «мертвой точки», чему способствовали и одобренный проект строительства Парламентского центра, и завершившийся конкурс концепций набережной. Последняя загвоздка заключается в выводе деревни Терехово. Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заявил, что деревня не подлежит сохранению, но всем ее собственникам (как и остальной территории поймы, подлежащей преобразованиям) предусмотрена компенсация. А это, как известно, непростой затяжной процесс. Скорее всего, жителям оставшихся 30-ти домов предлагают переселиться в отдаленный от центра Москвы район, и не все охотно идут на такие условия.
Комплексное освоение запущенного района, безусловно, звучит заманчиво, но есть у проекта и несколько спорных моментов. Во-первых, территория Мневниковской поймы входит в состав природно-исторического парка «Москворецкий» и имеет статус особо охраняемой природной территории. Понятно, что строительство затронет имеющиеся тут экологические участки. Во-вторых, масштабная застройка грозит увеличением нагрузки на существующие транспортные каналы. Даже новые станции метро и дороги, которые планируется проложить на территории поймы, не отменят той перспективы, что район Хорошево-Мневники станет одним из приоритетных правительственных направлений, а значит, жди перекрытия движения.
Помимо Парламентского центра на территории хотят создать сеть садов, которые станут уникальной прогулочной зоной благодаря своей концепции и локации.
В окружении Мневниковской поймы есть несколько жилых комплексов, ближайшие — ЖК «Веллтон Парк», «Утесов» и «Ривер Хаус». Новую зеленую зону будет видно и из некоторых квартир ЖК «Суворов Парк», «Парк Плейс Фили» и «Остров Фантазий».
Деловой центр Москва-Сити (ММДЦ)
Не секрет, что Деловой центр Москва-Сити сегодня скорее архитектурная достопримечательность, нежели привлекательный престижный район. Об этом свидетельствуют отчеты брокеров о высоком уровне вакантных площадей в небоскребах. Причин фиаско проекта много — от затянувшихся сроков проектирования до местами непродуманной концепции. Локация обязывает формировать тут премиум-сегмент жилой и коммерческой недвижимости для состоятельных деятелей и бизнесменов. По факту же район отрезан от главных транспортных и инфраструктурных артерий города безжизненной набережной. Тут мало инфраструктуры и прогулочных зон, поэтому нет притяжения для горожан, что в свою очередь не стимулирует развиваться коммерческую и развлекательную индустрии — и это замкнутый круг. Поэтому башни, словно призраки, отстраненно и беззвучно парят над Москвой, а вместе с тем привлекательность предложения здесь постепенно снижается с выходом новых качественных объектов в других центральных районах.
То, что предложил «Проект Меганом» должно вернуть интерес горожан к Сити, превратив его в культурно-деловой центр. Находясь у самого берега, проект тем не менее словно не замечает преимуществ соседства с рекой. Эту границу отчуждения необходимо стереть, и сделать водное и городское пространства взаимопроницаемыми.
Планируется опустить набережную и открыть доступ к реке, сделав территорию более яркой и освещенной. К красивым благоустроенным пространствам сразу потянутся и люди, и коммерческая инфраструктура.
В планах развития Москвы-реки предусмотрено продолжение Сити на север. Об этом сообщил Марат Хуснуллин, заместитель мэра по вопросам градостроительства, отметив, что проектом предусмотрены продление Краснопресненской набережной и замена железнодорожной насыпи за Сити. Новые объекты делового центра активируют и старую часть, а так же сделают жилые комплексы района более привлекательными как для проживания, так и для инвестиций. Сегодня в этом районе близ набережных располагаются ЖК «Сердце Столицы» и «Сити Квартал», не считая апартаментов в самих башнях ММДЦ.
Кремлевская набережная и Крымский вал
Набережные в центре Москвы должны стать самыми красивыми и приятными прогулочными зонами — отсюда соответствующие преобразования: растительность на берегу, пешеходные и велодорожки. Предполагается, что набережную расширят и опустят ближе к воде. При этом, естественно, экологические показатели реки нужно предварительно привести в норму, например, при помощи специальных фильтрующих «зеленых» островов.
Результат благоустройства можно оценить по новой пешеходной зоне Крымской набережной, которая уже давно стала «лакомым» местом для создания тут более организованного и доступного центра притяжения. Такой статус создавали расположенные рядом Парк им. Горького, выставочный центр ЦДХ и прочие выставочные площадки и музеи. Теперь, несмотря на некоторые странные проектировочные решения, вроде непрезентабельных лавочек под мостом, территория стала гораздо более привлекательна. В дни мероприятий и выходных ощущается нехватка парковочных мест — уличный платный паркинг забит под завязку.
Естественно, рядом тут возводится только элитное жилье и премиум-класс. Наиболее известны ЖК «Баркли Плаза», апартаменты в «Balchug Residence», клубный дом «Негоциант», ЖК «Wine House».
Территория ЗИЛ
Проект планировки редевелопмента ЗИЛ принят весной 2013 г., но до сих пор работы еще не начинались — ищут инвесторов, дорабатывают и согласовывают все элементы территории. Как рассказал Марат Хуснуллин, идея заключается в том, чтобы сделать «город в городе» — жилые районы, офисные центры, торгово-развлекательные комплексы и, конечно, парки, прогулочные, спортивные зоны и транспортное сообщение, в том числе речное. Венцом проекта будет здание МФК «Планета ЗИЛ», которое должно стать таким же архитектурным ориентиром, как МГУ, Кремль и Москва-Сити.
Западная часть промзоны планируется сделать тихим жилым районом с кафе и необходимой для комфортного проживания инфраструктурой. В центре часть офисных площадок и культурно-развлекательная составляющая. Юго-восточная территория ЗИЛ будет преобразована, но сохранит свой производственный функционал: вероятно, тут будут центры сборки автомобилей Hyundai, Fiat, Renault, Chrysler. Таким образом, предполагается обеспечить район достаточным количеством рабочих мест.
Развитие транспортной доступности предполагает строительство дублера Варшавского шоссе и магистрали Печатники — Братеево, пересадочного узла для МКЖД и станции метро «Технопарк» на Замоскворецкой линии. И это не считая общественного наземного транспорта и планов по введению речного сообщения.
Капотня
Благоустройство набережной Капотни имеет особое значение в проекте развития Москвы-реки. Так архитектурное бюро «Меганом» показывает, как депрессивный район можно сделать центром притяжения. Важно то, что территория уже имеет потенциал в виде привлекательного водного пространства, осталось лишь активировать реку.
Но сперва надо признать, что это не будет иметь никакого смысла без комплексных преобразований и решений ключевых проблем района. А задач тут стоит много: Капотня самый неблагополучный район ЮВАО. Высокая доля действующих промзон, загрязняющих окружающую среду, особенно это относится к Московскому нефтеперерабатывающему заводу. Плохая транспортная доступность, нет метро, а на Волгоградском проспекте регулярные пробки. Да и в целом низкий уровень жизни — новые дома не строятся, старые требуют капремонта, много общежитий и плохо развита инфраструктура.
«Проект Меганом» предлагает не только привести в порядок берега, но и сделать на набережной современную городскую площадку, которая зимой будет превращаться в один из крупнейших катков Москвы.
Разработчики проекта видят главную задачу в перемене отношения горожан к реке — не как к объекту инфраструктуры, но как к ценному природному наследию, нуждающемся в уходе и бережном обращении. Когда мы перестанем засорять реку, запирать ее в тесные каналы и душить выхлопными газами магистралей, она сможет дать нам гораздо больше, проявив себя во всей красе. Тогда и купить квартиру в новостройке на берегу Москвы-реки будет действительно удачным решением.
Комментировать