Известный специалист, активно работающий на ниве численного анализа и прогнозирования рынков недвижимости. Его статьи и выступления часто цитируются в СМИ. Профессиональный путь в недвижимости он начал ещё в 996 году, проработав в общей сложности 2 лет в таких компаниях как «Центр Анализа Рынков Недвижимости»; «Квартира. Ру»; «Магистрат» (ИНТЕКО). Сейчас занимает должность начальника отдела маркетинга ИСК ФОРТ.
Неоднократно читал доклады на международных конференциях таких профессиональных сообществ как ERES, CEREAN, РГР.
Немного больше пространства при том же метраже
У московских застройщиков есть одна головная боль. Градостроительно-земельная комиссия жестко задаёт ТЭПы, из которых в ходе проектирования формируется количество квадратных метров жилой площади. Сколько получилось – столько и продашь. Отклонения жёстко караются Стройнадзором, тем более что все цифры сейчас прописываются в проектной декларации.
Как увеличить площадь продаваемого продукта? Как создать его прибавочную стоимость и привлекательность объекта в целом?
Девелоперы нашли два принципиальных подхода к тому, как сделать квартиру больше в пределах жёсткой нормы метража. Это террасы и патио (придомовой участок). Чем эти подходы отличаются?
Ключевое различие в случае многоэтажного здания между ними одно: это его уровень. Патио располагаются на уровне земной поверхности, т.е. первого этажа, а террасы – на верхних этажах здания.
Маленькая Италия при квартире
Преимущество верхнего этажа понятно – дополнительные видовые характеристики, а что даёт покупателю наличие патио?
Рассмотрим на примере собрания клубных домов ORDYNKA (девелопер INSIGMA), что располагается в Замоскворечье. Приватные патио шириной до 3 метров с готовым ландшафтным дизайном являются составной частью апартаментов 1-го этажа. Владельцам остается лишь расставить свою мебель. Это коренным образом меняет потребительские качества квартир на первом этаже: не слишком интересные ранее лоты становятся уникальным предложением.
Патио дают возможность иметь приватный вход в квартиру, что значимо для элитных проектов. Во-вторых, сам по себе придомовой участок – это крайне редкое для Москвы явление. Обычно они появлялись в предложении лишь в случае окраинных малоэтажных комплексов, таких как ЖК Таёжный на севере Москвы или ЖК Потапово в Южном Бутово.
Возможность создать патио возникает лишь у проектов, обладающих крупной, озеленённой территорией двора. В ЦАО на первичном рынке такой продукт на сегодняшний день есть только в ORDYNKA. Там предлагаются 7 апартаментов стоимостью от 413 тыс. руб. до 496 тыс. за кв.м.
Кроме ORDYNKA, где двор-сад составляет 0,37Га, можно упомянуть сданные в эксплуатацию Knightsbridge Private Park и «Литератор». В первом еще осталось десять лотов на первичном рынке, во втором квартиры с придомовым участком только на «вторичке». Из строящихся проектов одна квартира с патио осталась и в Artkvartal NV/9 , что в Николоворобьинском переулке, остальные реализованы менее чем за год. Что подтверждает покупательский интерес к такому формату жилья. По данным Kalinka Group минимальная стоимость лотов с патио на первичном рынке составляет 358 тыс. р. за кв.м, максимальная - 1100 тыс. руб. за кв.м.
Понятно, что при покупке квартир с патио возникает требование общей закрытой и охраняемой территории жилого комплекса. Но с этим у элитных проектов всё в порядке.
Видный подход
А что делать, если у вашего ЖК нет двора-сада?
Ряд девелоперов нашли решение в создании террас на крыше здания или его иных конструктивных элементах. На террасы также ведёт отдельная дверь из квартиры, и они являются полностью приватным пространством.
Террасы – это дополнительное место для отдыха и релаксации. Правда, озеленять их придётся самостоятельно. В противоположность, патио обычно встраиваются в единый комплекс озеленения придомовой территории. Очистка от снега и грязи террас также лежит на плечах владельцев.
Значимый плюс террас – расширение видовых характеристик квартиры. Грубо говоря, с террасы видно больше, чем из квартиры.
Теоретически, из террас можно сделать и зимний сад, однако это потребует серьёзных согласований, так как существенно затрагивает архитектурный облик здания.
Террасы, кстати, не такая редкость для московских ЖК, в отличие от патио. Квартиры с ними предлагали и предлагают такие ЖК как DEPRELoft, Реномэ, St.Nickolas, Turandot, Басманный,5 и др.
Каждому свое
Итак, два подхода – как продать больше квартиры. Патио – более привлекательный для девелопера вариант, так как волшебным образом преобразует квартиры 1-го этажа и создаёт уникальный для мегаполиса продукт «квартира с придомовым участком». Однако патио требует крупной озеленённой территории двора, а это роскошь для подавляющего большинства проектов.
Террасы доступны, в принципе, любому ЖК. Условие для них – создание эксплуатируемой кровли или особых конструктивных элементов. Теоретически, террасу можно сделать и на первом этаже дома, однако в случае многоквартирных зданий никто так не делает (увеличивается общая площадь проекта).
И террасы, и патио могут быть созданы в рамках одного жилого комплекса, так как они разведены по уровням. К примеру, в том же собрании клубных домов ORDYNKA есть и террасы с обзором Замоскворечья и окрестностей и апартаменты с патио.
«Мы ценим и разделяем потребности наших клиентов и предлагаем продукт с широким выбором форматов городского жилья. Учитывая острую нехватку зеленых зон в центре столицы, мы постарались сделать все, чтобы удовлетворить эту потребность, вовлекая в игру ландшафта и кровли крыш и внутренний двор» - объясняет данный подход директор по маркетингу группы компаний INSIGMA Кирилл Бортов.
Комментировать