О готовности банков вообще мало что известно. Девелоперы жалуются, мол, банковские кредитные комитеты постоянно откладывают решения о проектном финансировании. Кроме того, банки стали терять мотивацию к выдаче ипотеки на новостройки.
УГРОЗА ТРОМБОЗА
Ключевым спикером Форума РБК стал министр строительства Владимир Якушев. Его выступление содержало необычную тревожную нотку. Министр считает, что наиболее тяжелые времена наступят ближе к первому полугодию 2020 года. Ударят они по текущим проектам, находящимся в стройке. По его мнению, особенно плохо то, что возможен ступор работы строителей из-за проблем с финансированием во втором-третьем кварталах нынешнего года. Это тёплое время года, когда стройка может идти наиболее интенсивно. Ну а дальше всё покатится по скорбному пути: покупатели увидят замершие краны и отхлынут от таких проектов, нехватка сделок по эскроу-счетам приведёт к росту ставки кредитования, а последнее окончательно угробит экономику проектов.
Кроме этого Владимир Якушев образно отметил возможность формирования двух тромбов. Первый будет вызван валом поздних заявлений девелоперов о праве реализовывать объекты по старой схеме. Они уже обрушились на местные органы власти, которые могут попросту не справиться с наплывом из-за нехватки опыта подобной работы.
Второй тромб возможен в работе кредитных комитетов банков, открывающих проектное финансирование. Банков, имеющих право это делать, всего несколько десятков. Делу помогло последнее решение Центробанка РФ расширить их список за счет ряда региональных банков с невысоким рейтингом. Однако принципиально это ситуацию не меняет. По словам Дмитрия Которовского, омбудсмена по делам строительства, «подвисло» без финансирования около 4000 объектов. Насколько быстро смогут с ними разобраться банкиры – большой вопрос. Кстати, Центробанк РФ и здесь протягивает руку – не так давно был снижен порог резервирования для случая проектного финансирования.
МАСШТАБ БЕДСТВИЯ
Минстрой в конце мая приводил свою статистику строящихся объектов, которым понадобится проектное финансирование. По его данным их число 4227, причем лишь в 27% случаев девелоперы уже обратились за деньгами. То есть, «красная зона» - более трёх тысяч объектов, и она будет пополняться за счёт тех строек, которым банки откажут в финансировании в самое ближайшее время.
На форуме РБК прозвучали и обнадёживающие новости. Так Дмитрий Которовский сообщил о том, что ДОМ.РФ предполагает давать беспроцентные (!) займы девелоперам «красной зоны». Такое решение, если оно действительно состоится, коренным образом переиграет ситуацию. Те самые три тысячи объектов неожиданно получат конкурентное преимущество.
Президент компании ИНТЕКО Александр Николаев заявил о том, что в его компании лишь 20-25% объемов новостроек будет реализовываться по старой схеме без эскроу-счетов. Впрочем, вспомним, что главным акционером застройщика является банк. Так что беспокоиться о судьбе оставшихся 75-80% строек не приходится.
Олег Сорока, член совета директоров ГК «Пионер», в свою очередь заявил, что в его компании 50-65% объёмов останутся на старой схеме. Однако в целом по стране на новую схему должны перейти около двух третей строек.
А ДАЛЬШЕ – «20-30»
Все спикеры форума РБК были единодушны: реформа отрасли давно назрела и переход к более цивилизованной форме строительства неизбежен. Предыдущие попытки снять риски с покупателей носили косметический характер и не приводили к желаемому результату.
После 2020 года отрасль будет жить в новой парадигме. Она коренным образом начнёт зависеть от банковской сферы.
Министр Владимир Якушев заявил о начале работы по новой стратегии отрасли. Она носит название «Стратегия 20-30» и, судя по названию, рассчитана на десятилетний период. Эта стратегия, по словам министра, затронет жилищное и гражданское строительство. В разработке стратегии будут задействованы и чиновники, и эксперты, и строители, и бизнесмены. На площадке академии РАНХиГС уже состоялось первое совещание, ознаменовавшее старт работы.
В целом, Владимир Якушев считает, что отрасль уже является локомотивом экономики страны, задачей которого будет только набор скорости. Главное – без потерь пережить тяжёлый 2020 год.
Комментировать