Главная задача ТПУ — организация цивилизованных перехватывающих парковок и обеспечения быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой. Впервые о возведении ТПУ заговорили еще в начале 2000-х годов, когда стало ясно, что Москва не справляется с пассажиропотоком и столицу ждет коллапс. Если хотя бы часть владельцев автомобилей будут на дальних подступах к центру пересаживаться на автобусы, троллейбусы, электрички и маршрутные такси, то это немного разгрузит дороги. Маршрут «дом — автомобиль — перехватывающая парковка — метро — место назначения» должен стать популярным, что позволит снять с некоторых трасс дополнительную нагрузку.
Не будем забывать еще и о том, что на подъездах к некоторым станциям метро автобусы в часы «пик» могут ждать по 15-20 минут своей очереди, просто, чтобы подъехать к остановке. Поневоле вспомнишь европейские многоярусные автовокзалы, свободные от данной проблемы.
А еще введение в эксплуатацию большого количества ТПУ поможет в борьбе с нелегальными пунктами отправления автобусов из Москвы в разные города. По разным оценкам, подобных нелегальных пунктов в российской столице насчитывается около 50. Они также затрудняют движение
Сейчас принята программа строительства плоскостных и капитальных ТПУ до 2020-го года. (Под «плоскостными» понимают просто «карман» на тротуаре под остановку и выделенные места для парковки). За эти годы в их сооружение надо инвестировать большие деньги — около 300 миллиардов рублей. Поэтому российская столица нуждается в дополнительных средствах на строительство капитальных пересадочных узлов, городской бюджет самостоятельно их не «потянет».
Если плоскостный транспортно-пересадочный узел, в который входит станция метро и парковка для автомобилей, построить за счет бюджета реально, то возведение капитальных ТПУ влечет огромные расходы. Поэтому в каждый крупный проект планируется привлечь частных инвесторов. Чем привлекать? Возможностью строительства коммерческой площади. Каждый соинвестор имеет право освоить коммерческие площади и сдавать их в аренду, но за это должен профинансировать так называемые «полезные» составляющие ТПУ, к которым относятся технологические площади и оборудование.
Казалось бы, польза от ТПУ очевидна. Люди, которые по дороге на работу пользуются несколькими видами транспорта, получают возможность быстрой пересадки с автобуса на метро или с пригородной электрички на то же метро или автобус с троллейбусом. Делается это за минимальное количество времени и без всякой давки и толкотни, потому что на большинстве ТПУ предусмотрено не менее десяти касс.
На программу строительства ТПУ мы возлагаем большие надежды и уверены, что это облегчит жизнь жителям Москвы и ближайшего Подмосковья. Мы привлекаем к работе над узлами экспертов из некоторых зарубежных компаний. Главный акцент должен быть сделан в первую очередь на транспортной системе. А уже потом идет коммерческая выгода. В настоящее время в российской столице транспортная система достаточно слабая, поэтому надо в первую очередь делать акцент на полезность ТПУ. Узлы должны облегчать процедуру пересадки с одного транспорта на другой, делать ее как можно более быстрой. Чтобы никто не терял времени. К проектированию каждого транспортно-пересадочного узла надо подходить индивидуально. В Москве будут три вида ТПУ. Первые будут выполнять только функции пересадки с одного общественного транспорта на другой — например, с пригородной электрички на метро или с автобуса на электричку или же с электрички на автобус. Второй вид ТПУ должен помогать в быстрой пересадке автомобилистов на метро, автобусы и электрички. Будет и третий вид транспортно-пересадочных узлов, в инфраструктуре которых будут гостиницы и торговые центры.
Но есть те, кто не согласны с тем, что транспортно-пересадочные узлы смогут спасти ситуацию.
Транспортная система Москвы катастрофически не успевает за реальным положением дел С каждым годом становится все тяжелее и тяжелее проехать по дороге на автомобиле или с комфортом добраться до работы или до дома на метро, электричке, автобусе или троллейбусе. С одной стороны, строительство транспортно-пересадочных узлов может немного улучшить ситуацию и сделать пересадку с одного вида транспорта на другой более комфортной и быстрой. Но, с другой стороны, меня немного настораживает вот какой момент — при строительстве капитальных ТПУ очень много места отводится для торговых центров, гостиниц и прочих не очень нужных при пересадке вещей. Посмотрите, в Царицыно планируется возведение транспортно-пересадочного узла, общая площадь которого может составить 375 тысяч квадратных метров, треть этих метров, согласно проекту, будет отдано под парковки, торговые площади и гостиница. И у меня возникает закономерный вопрос — а к чему такие гигантские проекты? Для того чтобы обслуживать пассажиров, не нужно занимать такие площади. Для пассажиров такие просторы элементарно не нужны.
И я не верю, что ТПУ — это панацея от загруженности тех же автомобильных дорог. Потому что наши водители скорее умрут, чем будут пересаживаться на общественный транспорт, оставляя автомобиль на парковке. Когда пустили выделенные полосы для общественного транспорта, тоже предполагалось, что многие автомобилисты пересядут на автобусы и троллейбусы. Однако этого не произошло и такая же ситуация будет и с транспортно-пересадочными узлами. Капитальными ТПУ будут пользоваться в основном те, кто ездит из Подмосковья на электричке, а плоскостные ТПУ, в которые входят только парковки у станций метро, будут в основном использоваться как места для непродолжительных остановок машин. Но дороги ТПУ не разгрузят никогда, я не верю в такой исход. Но не строить эти узлы тоже нельзя, ведь надо пытаться сделать жизнь горожан более удобной.
Несмотря на разные мнения, программу строительства ТПУ уже не остановить, она принята. В ближайшие два года планируется построить около 200 ТПУ. Как сообщили корреспонденту KVARTIRAzaMKAD.ru в пресс-службе мэрии Москвы, первые из капитальных ТПУ должны быть открыты уже в конце нынешнего года.
А 2020 году программа возведения узлов будет реализована в полном объеме. В российской столице и окрестностях будут оборудованы 258 как плоскостных, так и капитальных ТПУ. Конечно, можно говорить, что программа бессмысленна и не решит никаких проблем. Но, с другой стороны надо что-то делать. Ведь население российской столицы с каждым годом увеличивается и если не предпринимать никаких шагов по улучшению ситуации, то город ждет коллапс — сначала автомобильный, а затем и общественного транспорта.
Утвержденные капитальные ТПУ
Наименование капитального ТПУ | Состав капитального ТПУ | Окончание строительства | Исполнитель |
Рижский | Метро, станция железной дороги, парковка | 2015 год | ГУП «Московский метрополитен» |
Курская | Метро, станция железной дороги | 2018 год | Пока неизвестен |
Молодежная | Метро, перехватывающая парковка | 2020 год | ОАО «Российские железные дороги» |
Тушинская | Метро, автовокзал, станция железной дороги | 2014 год | ОАО «Российские железные дороги» |
Электрозаводская | Метро, перехватывающая парковка, станция железной дороги | 2014 год | ОАО «Российские железные дороги» |
Щелковская | Метро, автовокзал, перехватывающая парковка | 2015 год | ОАО «Российские железные дороги» |
Посмотреть расположение строящихся ТПУ в Москве вы можете на экологической карте.
Комментировать