Аналитики рынка недвижимости подвели итоги прошедшего года.
Главным вызовом для первичного рынка жилья в прошлом году несомненно стала пандемия. В конце марта начали вводится ограничительные меры, которые значительно осложнили заключение сделок и стали причиной простоя на строительных площадках. Так, за время действия режима самоизоляции количество сделок на первичном рынке Москвы упало почти вдвое, а потенциальный спрос уменьшился на треть.
Однако введение с 17 апреля госпрограммы субсидирования ставок по ипотеке оживило рынок, и уже к лету число сделок стало расти. Льготная ипотека стала мощным драйвером спроса на рынке новостроек - если ранее с использованием ипотеки осуществлялось около 45% сделок, то после введения программы их стало более 60%.
Кроме того, если до введения ограничительных мер не более 10% клиентов бронировали квартиры онлайн, то во время их действия этой возможностью воспользовались около 80% покупателей. Также раньше через интернет заключалось менее 1% сделок с полной оплатой, а в рассматриваемый период их число выросло до 30%.
Введение программы льготной ипотеки со ставкой 6,5% помогло поддержать спрос на рынке новостроек и послужило стимулом к росту цен. Так, с начала 2020 года средняя стоимость «однушки» в Москве выросла на 27%, в ТиНАО - на 16%, а в Подмосковье – 32,4%. Двухкомнатное жилье показало 28,3% прироста в столице, в Новой Москве его цена увеличилась на 20,6%, в области – на 26,9%. Средняя стоимость «трешек» в пределах старой Москвы поднялась на 25,7%, в ТиНАО – на 19,8%, в Московской области – на 22,4%. Многокомнатные квартиры в столице показали рост на 12,1%, в Новой Москве - на 33,4%, а в области – на 13,1%.
В течение всего прошедшего года рынок новостроек продолжал адаптироваться к реформе долевого строительства, введенной 1 июля 2019 г. При этом, за год около 80% мелких и средних девелоперов столкнулись со сложностями при переходе на эскроу-счета, а 70% были вынуждены покинуть рынок.
Можно сказать, то и от последствий карантинных мер, и от реформы долевого строительства наиболее защищенными оказались крупнейшие игроки рынка - они продолжили работать по старым схемам и даже в период самоизоляции заключали сделки онлайн.
Во время пандемии изменился и портрет покупателя. Наиболее активной клиентской категорией стали люди в возрасте 36- 45 лет - уровень их присутствия за год вырос на 10 п.п., достигнув 40%. Выбор жилья покупателями из этой категории во многом зависит от цели приобретения - для собственного проживания с семьей они как правило останавливаются на двухкомнатной (40%) или трехкомнатной квартире (35%). Порядка четверти клиентов этого возраста приобретают однокомнатное жилье с инвестиционными целями. 30% покупателей первичных квартир – в возрасте от 25 до 35 лет — их за го стало на 8% меньше. Группа 45+ составляет четверть клиентов на «первичке» и около 5% занимают покупатели моложе 25 лет.
Комментировать