20 сентября в гостинице Radisson Royal Hotel Moscow прошел деловой бранч на тему «Элитный проект: форматы для современного общества». В нем приняли участие представители застройщиков элитного жилья. В ходе дискуссии спикеры обсудили текущие тенденции рынка и возможные пути развития.
Встречу открыла руководитель департамента проектного консалтинга и инвестиций «БЕСТ- Новострой» Татьяна Шарова, представившая доклад «Эволюция рынка элитного жилья. Тренды рынка недвижимости». В его основу легло исследование московского рынка элитной недвижимости с 2003 года.
Она отметила, что больше всего премиум-проектов вышло на рынок перед кризисом 2008 года. Однако за последние 10 лет сам рынок уменьшился ровно в два раза: если в 2008 год на элитный и премиум-сегменты приходилось 8% от всего объёма жилой недвижимости в столице, то сейчас он составляет 4%. На август 2018 года на первичном рынке в сегменте «премиум» находилось 59 жилищных проектов: 32 квартирных корпуса, 31 проект апартаментов и 66 лофтов. В экспозиции находится 1 666 предложений (758 квартир и 908 апартаментов). Общий метраж предложений первичного рынка составляет 226 тыс. кв. метров.
« Для рынка недвижимости эта осень будет весьма успешной. Многие потенциальные покупатели держат свои сбережения в иностранной валюте, ее курс растет, а значит для них хорошая возможность вложиться в элитную недвижимость», - считает Татьяна Шарова.
По ее словам, основные тенденции - это рост числа апартаментов по отношению к квартирам и децентрализация элитного жилья за пределами Садового кольца, что связано с дефицитом площадок в границах ЦАО, появление элитных проектов в смежных с центром районах, на месте освоения коммунально-производственных территорий. По словам Шаровой, концентрация элитных проектов находится в таких районах, как Якиманка, Басманный, Тверской и Пресненский. Лидер застройки остается район Хамовники.
«Элитный рынок испытывает нехватку площадку – это видно по децентрализации рынка и выходу новых проектов. Многие девелоперы реализуют свои проекты на территории бывших промзон. В этом году на рынок вышло 5 проектов, но эта будет урожайная на выход новых проектов, поэтому пока рано подводить итоги», - отметила Шарова.
Также в числе основных трендов она назвала и общее снижение площадей в проектах, сданных после 2008 года. Сегодня треть рынка – это квартиры площадью меньше 100 кв. м.
«На наш взгляд, эта ситуация будет продолжаться. История с гигантоманией, которую мы видели ранее – варианты по 300-400 кв. метров –останется, но в штучном варианте. Связано это не только с бюджетом покупателей, но и сложностью планировочных решений для таких квартир», - считает Шарова.
С выводами экспертов из «БЕСТ-Новострой» была согласна и следующий спикер, вице- президент по розничным продажам Группы ПСН Екатерина Тейн, который сказала, что рынок сегодня воспринимает многофункциональный формат:
«С начала двухтысячных мы видим огромные изменения. Если раньше мы видели квартиры по тысяче метров на несколько уровнях, где было все, начиная от спортзала до сауны, то сегодня рынок сильно поменялся. Большинство клиентов сегодня смотрят квартиры с точки зрения их функциональности, удобства использования. Мы видим появления большого количества многофункциональных комплексов в черте Садового кольца».
По ее словам, многие застройщики закладывают многофункциональность уже на уровне планировочных решений: «Первые этажи традиционно плохо продаются, поэтому многие застройщики проектируют их под стрит-ритейл или сопутствующую инфраструктуру. Наш собственный опыт показывает, что первые этажи прекрасно используются под family office».
Она также отметила, что всю большую значимость приобретают проекты, где есть своя «зеленая зона» - близость парка или выхода к реке.
Директор по продажам Capital Group Оксана Дивеева отметила, что, говоря о форматах остаются лидерами жилищные комплексы, устроенные по принципу «квартира плюс апартаменты» с развитой социальной инфраструктурой либо в самом комплексе, либо на прилегающей территории. Однако с появлением «Москва-Сити» у этого формата появился серьезный конкурент в виде «офисы-квартиры», где в одном здании одновременно располагается место работы, среда обитания и место жительства.
«По этому типу устроен наш проект «Москва-Сити», - отметила Дивеева. Она отметила, что для клиентов премиум- класса остается важна локация и социальная однородность, поэтому смешение разных форматов, например, премиум и бизнес в одном комплексе может негативно повлиять на продажи.
Комментировать