По итогам 2023 года, совокупный объем предложения апартаментов на первичном рынке "старой" Москвы снизился на 10% и составил 364000 кв. м и 7400 лотов (-9,9% за год). На долю предложения апартаментов приходится 12,4% от совокупного предложения на первичном рынке "старой" Москвы.
Основной объем предложения апартаментов приходится на бизнес-класс – 50,9% (+3,3% за год). На втором месте – комфорт-класс с долей 27,6% (+2,4% за год). На третьем месте находится премиум-класс с долей предложения 20,5% (-3,8% за год). Доля стандарт-класса составила 1% (-1,9% за год).
Половина всей экспозиции приходится на три округа: ЦАО – 19%, ЗАО – 15,2% и СВАО – 14,9%. За год больше всего объем предложения снизился в ЮВАО – на 56,6% до 14,3 тыс. кв. м. Далее следует ВАО, где объем предложения уменьшился на 48,2% и составил 11,4 тыс. кв. м. В СЗАО снижение составило 41,4% до 31,1 тыс. кв. м, в ЮЗАО – на 37,1% до 41,6 тыс. кв. м, в ЦАО – на 16,8% до 69,2 тыс. кв. м и в САО – на 9,2% до 40,1 тыс. кв. м.
Увеличился объем предложения только в трех округах. В ЮАО объем предложения апартаментов вырос на 43,6% и составил 44,1 тыс. кв. м, в СВАО – на 48,5% до 54,3 тыс. кв. м, в ЗАО – на 48,9% до 55,3 тыс. кв. м.По классам большая часть предложения апартаментов бизнес-класса находится в двух округах – ЮЗАО (21,7%) и ЮАО (20,6%), комфорт-класса – СВАО (32,6%) и ЗАО (25,4%), премиум-класса – ЦАО (69,8%) и стандарт-класса – САО (69%).
Таким образом, по итогам года наблюдается активное вымывание объемов апартаментов. Эксперты называют две причины: во-первых, продажи апартаментов за год выросли на 40%. Во-вторых, наблюдалось замедление активности застройщиков по выводу новых проектов в два раза. За год рынок пополнился всего 27 новыми проектами с апартаментами.
Комментировать