На российском рынке лофты только входят в моду. Причем «лофтом» называется не вид недвижимости, а определенный архитектурный стиль: высокие потолки, кирпичная кладка, панорамные окна. Покупают такой вид жилья люди с оригинальным вкусом: и чтобы его удовлетворить девелоперы предлагают все новые форматы и концепции проектов.
История
Лофты, уже более ста лет прочно занимающие свою нишу на мировом рынке жилой недвижимости, в России по-прежнему новинка. То, что лофт так медленно приживается на российской почве, объясняется непривычностью его формата для российских покупателей. Напомним, что изначально лофты появились в 40-х годах 20 века в США, во время Великой депрессии: тогда многочисленные опустевшие производственные помещения получали вторую жизнь — их переоборудовали в жилье. Именно фабричным пространствам лофты и обязаны своим фирменным стилем: огромными панорамыми окнами, высокими потолками (от 4 м и выше), элементами производственных зданий в интерьере — например, неоштукатуренные кирпичные стены, инженерные коммуникации.
.jpg)
Что касается темпов, то лофты завоевывают рынок медленно, но верно: впервые появившись в середине 2000-х годов, сегодня такие проекты вышли на хороший темп реализации. Так, сегодня в наиболее удачных проектах продается по 10-12 апартаментов в месяц.
Что бывает
В современном варианте само понятие лофты изменилось: теперь это не вид недвижимости, а архитектурный стиль. «В столице рынок можно разделить на 2 категории: истинные лофты, представляющие из себя реальные, и Loft Style апартаменты, то есть проекты, которые мимикрируют под лофт, но в истории они не имели никакого отношения к промышленным зданиям», - говорит Александр Подусков, директор по продажам компании KR Properties.
«Лофтами могут быть как квартиры, так и апартаменты, оформленные в данном архитектурном стиле», - соглашается Мария Литинецкая Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
Настоящие лофты
Традиционные лофты в Москве — жилье, созданное в бывших производственных зданиях — относятся к бизнес- или элит-классам, прежде всего из-за своего расположения в центре города и дорогостоящей реконструкции индустриальных помещений. Среди наиболее ярких проектов этого типа - «Кадашевские палаты», созданные в Кадашевских палатах 19 века, и апартаменты в «Даниловской мануфактуре», деловом квартале на основе ткацкой фабрики 19 века в 5 км от Кремля.
.jpg)
Плюсы такого формата помимо стиля и расположения в центре — цена: по словам участников рынка, стоимость лофтов, в среднем, на 15-20% ниже, чем цены на жилье такого же класса — от 9 до 27 тыс.
долларов за кв м.
Главный минус — особенно важный для российского рынка — отсутствие прописки: так как лофты оборудуются в админстративных зданиях, по статусу такое жилье является апартаментами, согласно российскому законодательству, это категория гостиничного номера, где прописка или регистрация невозможна. Некоторые проекты могут также иметь недостаточно развитую инфраструктуру и неблагоприятное окружение. «Это связано с тем, что индустриальная недвижимость расположена чаще всего на удалении от жилой застройки», - напоминает Мария Литинецкая. «Кроме того, коммунальные услуги на порядок выше, так как оплачиваются в рамках тарифов применяемых к нежилым помещениям», - добавляет Леонард Блинов, директор по маркетингу Urban Group.
Loft-style
Старинных фабричных зданий в центре города на всех не хватит, поэтому девелоперы берут лофт как концецию, и воплощают ее в жизнь в новых проектах ЖК. Loft-style апартаменты мимикрируют под лофт, но к промышленным зданиям отношения не имеют. Это, например, Clerkenwell House и Николаевский дом в Хамовниках, а также проекты с говорящими названиями - «The Loft», «Loft Post», «Loft Garden», «Soho Loft Apartments», «Loft Factory», ЖК «Arthouse”.
.jpg)
Что касается оформления, то при возведении нового дома, стилизованного под лофт, статус помещения зависит от участка строительства: он может быть как жилым, так и не жилым. « Соответственно, в нем могут продаваться либо квартиры, либо апартаменты», - говорит Литинецкая. Стоимость кв м в новострое, в среднем, начинается от $6,5-8 тыс., средняя составляет $8-10 тыс. и достигает верхнего предела — $18 тыс.
Особенные варианты
Как лофты в традиционном понимании, так и стилизованные под лофты апартаменты, имеют разные концепции.
Мансарда. Помимо стандартных лофтов (одноуровневых и двухуровневых, но все-таки с ровным потолком), бывают мансарды: двухуровневые, антресоли и представляющие собой единое пространство. Есть в комплеках Clerkenwell House, «Николаевский дом», «Кадашевские палаты» и Studio 8. Из-за дизайнерских решений дороже, чем стандартные лофты. Минимальная цена кВ. м — $8-10 тыс., средняя - $10-14.
Лофт-квартал. Помимо отдельных ЖК, где есть только жилая часть, девелоперы создают совмещенный комплекс, с офисной частью и апартаментами. Среди таких проектов - «Красная роза 1875» и «Даниловская мануфактура 1867». Последняя новинка в этом сегменте — заявленный KR Properties “Studio#8»: комплекс малоэтажных зданий, объединенных единой концепцией в отдельный квартал в районе метро Аэропорт.
Лофт-эконом. Новый для российского рынка формат лофт как жилья эконом-класса представила комания Urban Group. Их эколофты строятся в рамках проекта «Опалиха О2» в Красногорском районе: вместо промзоны в экологичном зеленом районе. «Эти квартиры отличаются относительно доступными ценами, что во многом обуславливает их успех», - говорит Мария Литинецкая. Так, по словам Леонарда Блинова, эколофт площадью 70 кв. м обойдется всего в 5,7 млн руб., что соизмеримо со стоимостью однушки в Москве.
.jpg)
Кто покупает и зачем
«Исторически сложилось, что основными покупателями лофтов были творческие люди – архитекторы, художники, дизайнеры, фотографы. Вспомнить хотя бы Энди Уорхола с его лофт-студией в Нью-Йорке», - говорит Александр Подусков. В российской столице такое жилье покупают или экспаты — им удобно, что все вопросы решает управляющая компания, или наиболее продвинутые покупатели, которым важем дизайн лофтов (будут жить сами) или потенциальные инвестиции.
Те, кто покупает лофты для получения дохода, в последствие сдают лофт в аренду — бизнес-класс жилья позволяет ежемесячно получать высокий доход, к тому же, в кризис он меньше «проседает». Второй вариант — продажа лофта после завершения строительства. Так, по словам участников рынка, те, кто приобрели лофт на стадии строительства, смогли заработать до 50% на его реализации.
Прогноз
По мнению экспертов, популярность лофтов в столичном регионе будет только расти. Помимо моды, свою роль сыграет и реорганизация промышленных зон города, намеченная городскими властями. Однако без развития новых форматов не обойтись. «Аудитория лофтов творческая, креативная. Когда ты работаешь с клиентами такого уровня, ты вынужден искать нестандартные предложения, непохожие на общее предложение рынка недвижимости», - подчеркивает Подусков.
Автор: Карнаух Мария специально для Kvartiravmoskve.ru
Комментировать